Разъяснение законодательства о самообложении

 

Нередко от руководителей органов местного самоуправления района приходится слышать сведения о нехватке денежных средств для решения вопросов поселения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Между тем, у нас в районе не используется такой источник пополнения местного бюджета как средства самообложения.

Самообложение граждан в соответствии со статьей 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) относятся к доходам местных бюджетов.

Согласно части 1 ст. 56 Закона под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения (Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Закона)).

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Вопросы введения и использования указанных в части 1 ст.56 разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан). В каких случая проводится сход граждан, а в каких референдум отметим ниже.

В соответствии с ч.1 ст. 25 Закона в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Из части 2 ст. 25 Закона следует, что сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно части 3 ст. 25 Закона сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти в РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшей формой непосредственной демократии на местном уровне является местный референдум. Референдум определяется федеральным законодателем в числе приоритетных способов волеизъявления граждан, что означает решающее и определяющее значение решений, принятых на референдуме по сравнению с решениями, принятыми представительными органами.

Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование граждан по наиболее важным вопросам жизни общества и государства.

Местный референдум - это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного муниципального образования, проводимое по наиболее важным вопросам местного значения. К вопросам местного значения Закон относит все вопросы, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, закрепляя за каждым типом муниципального образования свой перечень предметов ведения (см. комментарий к ст. 14, 15, 16).

Если обратиться к правовой основе местного референдума, то в настоящее время ее составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция РФ (ст. 32, 130);

2) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме РФ";

3) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ";

4) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст. 22);

5) Конституция Республики Татарстан;

6) Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004 г. N 23-ЗРТ
"О местном референдуме в Республике Татарстан"
;

7) местные нормативные акты (уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления о порядке проведения местного референдума).

Отметим, что согласно ст. 12 Закона РТ «О местном референдуме в Республике Татарстан» инициатива проведения референдума принадлежит:

а) гражданам, имеющим право на участие в референдуме;

б) избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

в) представительному органу муниципального образования и главе местной администрации - совместно.

Указанные в выше субъекты являются инициаторами проведения референдума.

В том случае, если на территории муниципального образования отсутствует представительный орган, например, в муниципальных образованиях с численностью жителей не более 100 избирателей его функции как указывалось выше осуществляет сход граждан, местный референдум может назначаться главой муниципального образования или главой администрации.

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, местный референдум может назначаться судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора.

В процедуре местного референдума выделяют следующие стадии:

1) подготовка референдума, которая включает в себя:

- создание инициативной группы;

- выдвижение инициативы о проведении местного референдума;

- сбор подписей в поддержку инициативы;

- назначение местного референдума;

- информирование граждан о проведении местного референдума;

- агитацию;

2) проведение референдума, а именно:

- организация местного референдума;

- голосование;

- подведение итогов местного референдума;

3) реализация решения, принятого на референдуме, включающая:

- исполнение решений, принятых на местном референдуме;

- установление ответственности за неисполнение решений местного референдума.

Начальный этап подготовительной стадии референдума - выдвижение инициативы, для чего должна быть образована инициативная группа по проведению референдума. В соответствии с законами субъекта РФ и уставом муниципального образования количественный состав инициативной группы устанавливается, как правило, не менее 10 человек.

Если инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам РФ и (или) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, имеющим право на участие в референдуме, то условием назначения местного референдума является сбор определенного числа подписей в поддержку данной инициативы. Количество данных подписей не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Затем инициативная группа представляет подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума в соответствующий орган местного самоуправления для определения сроков проведения местного референдума.

Совместная инициатива представительного органа и главы местной администрации о проведении местного референдума оформляется правовыми актами представительного органа и главы местной администрации.

Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения референдума, поступают в представительный орган местного самоуправления, который в течение 30 дней принимает решение по данному вопросу. Представительный орган местного самоуправления по данному вопросу вправе принять одно из двух решений:

- назначить дату проведения местного референдума и принять меры по его обеспечению;

- отклонить требования о назначении местного референдума.

Решение об отказе в назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в случае нарушения инициативной группой действующего законодательства.

 

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В местном референдуме имеют право принимать участие все граждане РФ, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом. В РФ активным избирательным правом (то есть правом избирать) пользуются граждане РФ, достигшие 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предоставил активное и пассивное избирательное право иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования. Таким образом, иностранные граждане могут участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. Обязательным требованием включения иностранных граждан в списки избирателей является наличие международного договора РФ и соответствующего ему федерального закона и закона субъекта РФ.

Закон устанавливает принципы проведения местного референдума, которые совпадают с принципами всеобщего избирательного права России, закрепленными в Конституции РФ. Граждане РФ участвуют в голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, вероисповедания, имущественного и должностного положения, места жительства, профессии, образования, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств имеют право голоса при проведении местного референдума.

Равное избирательное право предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты голосования: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях, то есть избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.

Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует на местном референдуме лично. Голосование за других лиц не допускается. Прямое избирательное право в данном случае обеспечивает высшую степень открытости и непосредственности выборов.

Голосование на референдуме является тайным. Заполнение бюллетеней производится в специальной кабине, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Волеизъявление граждан на референдуме является свободным. То есть каждый участник референдума голосует сообразно своему внутреннему убеждению. Какое-либо воздействие на свободное волеизъявление недопустимо.

Участие в референдуме является добровольным, т.е. только правом, а не обязанностью граждан. Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию или неучастию в референдуме, в РФ признаются незаконными.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Это общее правило вступления в силу правовых актов.

Местный референдум относится к формам непосредственной демократии обязательного характера, следовательно, решение, принятое на местном референдуме является актом непосредственного выражения воли населения муниципального образования.

Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для исполнения на соответствующей территории. Оно может быть отменено или изменено не ранее чем через 2 года и не иначе, как путем принятия решения на новом местном референдуме, либо признано недействительным в судебном порядке.

Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для исполнения всеми жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.

В обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления входит обеспечение исполнения решения, принятого на местном референдуме. В том числе и принятие необходимых для реализации решения местного референдума дополнительных муниципальных правовых актов. Данные акты должны быть приняты соответствующими органами местного самоуправления в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (статья 73 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ").

Закон предусматривает возможность судебного обжалования результатов местного референдума в случае нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения референдума. Право на судебное обжалование предоставляется гражданам, органам местного самоуправления, прокурору, уполномоченным федеральным законом органам государственной власти.

В случае, когда результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Закон закрепляет установление гарантий права граждан на участие в местном референдуме за федеральным уровнем власти, а порядок подготовки и проведения местного референдума - за уровнем субъектов РФ.

Таким образом, такой институт непосредственной демократии, как местный референдум, обладает рядом достоинств:

- предоставляет жителям муниципального образования возможность участвовать в решении вопросов местного значения;

- дает возможность жителям муниципального образования высказываться по поставленным вопросам и направлять деятельность органов местной власти;

- является средством проявления общественно-политической активности населения муниципального образования;

- служит школой местного самоуправления;

- способствует укреплению местного сообщества.

Однако имеются и такие слабые стороны местного референдума, как дороговизна его проведения. Вместе с тем именно местный референдум, являясь высшей формой волеизъявления населения, способствует развитию местного самоуправления.

 

 

Помощник прокурора

Рыбно-Слободского района

 

юрист второго класса                                                                  И.Г. Ибрагимов

Последнее обновление: 11 октября 2012 г., 07:54

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International